Авто Город

«Эра-Глонасс», ОСАГО, ГИБДД – откуда берутся аббревиатуры-уродцы

В громоздких сокращениях отражается вся нелепость бюрократического словотворчества.

В автомобильной журналистике полно угловатых аббревиатур, используя которые, ты раз за разом испытываешь муки совести. ГИБДД, например, звучит как отбойный молоток. Неужели так сложно придумать благозвучное сокращение? Впрочем, как-то я сам был свидетелем и даже соавтором странных аббревиатур и знаю, откуда берется это зло.

Было это в аспирантуре. Мы разрабатывали штуковину, которая изначально называлась МНУ (про НМУ тогда не слышали) – малогабаритная нефтеперерабатывающая установка. Она выглядела как большой самогонный аппарат и, по сути, им и была. С ее помощью труженики Лангепаса и Уренгоя могли получать самодельное дизтопливо. И вот как-то в аспирантскую заглянул один профессор.

– А что значит Н? – спросил он. – Нефтеперерабатывающая? Вы же собрались перегонять газовый конденсат. Ваше название сбивает всех с толку.

Мы прогнулись под авторитет и поменяли Н на ПУС. Получилась малогабаритная установка переработки углеводородного сырья или МУПУС. Но профессор не успокоился. Он говорит: вот ты пишешь «малогабаритная». А я бы добавил «мобильная».

– Зачем? – спрашиваю. – Если она малогабаритная, то понятно, что мобильная.

Профессор фыркает: дескать, скамейка тоже малогабаритная, но если она к земле приколочена, ты ее уже не сдвинешь с места, так?

Так наш МНУ вырос до ММУПУС, но профессор вошел в раж: а почему, говорит, в аббревиатуре не отражена научная новизна проекта? Разве до сих пор не существовало малогабаритных мобильных установок для переработки углеводородного сырья? О чем ваша работа? Нужно добавить ключевое слово «автономная».

Так появился ММАУПУС. И это не фельетон: я действительно защищал диссертацию, главным героем которой поначалу был персонаж с именем, похожим на Микки-Маус.

Но потом ММАУПУС вырос, возмужал и в очередной итерации превратился в установку ПТИТОГ. Смешная аббревиатура въелась в память, но чертов склероз не позволяет мне вспомнить, что мы имели в виду. К счастью, Google сохранил автореферат моей диссертации, поэтому недавно я выяснил, что ПТИТОГ означает получение топлив использованием теплоты отработавших газов.

Стремление к максимально точным формулировкам неплохо, но когда оно становится одержимостью, на свет рождаются монструозные аббревиатуры. На военной кафедре встречались предложения такого рода: «В случае ЧС ЗКВР (в) обязан оповестить ДЧ и организовать ЭЛС силами ППЧ и СТП». Впрочем, для военных с их громоздким понятийным аппаратом сокращения нужны, иначе враг захватит столицу раньше, чем дочитаешь инструкцию, как этого не допустить. ТЧК.

Но я, честно, не вижу особого смысла в тряской аббревиатуре ГИБДД. Сочетание ГАИ звучало мягче и вполне отражало суть. Если бензин мы заливаем на вполне терпимых АЗС, то владельцам машин на метане повезло меньше, потому что они ездят на АГНКС.

Правительство тем временем работает над системой ЕГСНИ на базе «Глонасс». Сказано ЕГСНИ – придется егснуть. А означает это, кстати, «единая государственная среда передачи навигационной информации, получаемой от тахографов или иных технических устройств с измерительными функциями».

Но, пожалуй, моим фаворитом бюрократического словотворчества является термин КоАП, предложенный не так давно Минкомсвязи. Выделю-ка его в отдельный абзац, иначе слабонервные потеряют сознание в процессе чтения.

Итак, Минкомсвязи предложило термин: программно-технические средства с функциями в том числе киносъемки, видеозаписи, соответствующие требованиям осуществляющего функцию по формированию основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, при получении материалов о зафиксированном административном правонарушении с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Конец цитаты. И здравого смысла.

Аббревиатуры для сего словесного кхм... каскада не придумано, поэтому утомленные собственной креативностью минкомсвязевцы предложили называть его «программно-технические средства видеозаписи».

Мы так гордимся своим языком и так порой варварски им пользуемся. Я понимаю, что бюрократическим творцам кажется, будто каждая буква в их словесных франкеншейнах имеет вселенскую значимость, но человеческий мозг считает аббревиатуру самостоятельным словом и присваивает ему значение, зачастую никак не связанное с семантикой отдельных букв. Назови мы нашу ММАУПУС хризантемой, ничего бы не изменилось. А пахло бы лучше.

Я совсем не против аббревиатур, и некоторые прижились и уместны: ПДД, ДТП, КоАП... Но если получается аббревиатура, состоящая более чем из четырех литер, скорее всего, кое-какие слова добавлены из стремления умствовать, а не быть разумным.

И жаль, что аббревиатурный зуд перекинулся на автопроизводителей, которые все чаще называют свои модели безликими шифровками, вроде GLE, STS, X80 и т. д. А скоро закончатся трехбуквенные комбинации, и что тогда? Здравствуй, новый MLSGT-56?

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем